Дмитрий Максимов (dmitry_maximov) wrote,
Дмитрий Максимов
dmitry_maximov

Несуны при капитализме

- cut -

Когда вы подъезжаете к автозаводу, можете встретить вереницу грузовиков, движущихся в сопровождении охраны. Они регулярно проделывают короткий путь: всего лишь перевозят материалы и комплектующие от одних заводских корпусов к другим. А охрана нужна, чтобы за эту несчастную пару километров какая-нибудь из машин не свернула в сторону и из нее ничего не испарилось.
По официальной и совсем недавно озвученной версии «Рос­технологии» (а тогда еще «Рособоронэкспорт») забрали себе «Автоваз» в конце 2005 года, чтобы спасти его от окончательного разграбления. «Если бы мы не пришли туда, я думаю что сегодня «Автоваза» бы точно не было. Завод дышал на ладан, там разворовывали все. Третья смена работала полностью на бандитов. <...> Все, что было под рукой, успели собрать – вывезли», – рассказывал Сергей Чемезов.
Хищения процветали (а судя по словам сотрудников «Автоваза» разного уровня, по-прежнему происходят) на многочисленных стадиях длинного технологического процесса – от поступления материалов до отгрузки готовых автомобилей и переработки производственных отходов. Например, замначальника одного из цехов пояснил «Ф.», что сам не может вывезти материалы за территорию, но есть возможность договориться об их продаже скупщику внутри завода. Что с ними происходит дальше, он не знает. По словам специалиста, который работает в другом подразделении, к корпусу может просто подъехать машина с посторонними номерами, у водителя которой на руках имеется полный комплект документов на вывоз со всеми подписями, и ее нагружают и выпускают.
Один из собеседников рассказал, что раньше ему приносили абсолютно чистые бланки, на которых уже стояла подпись вице-президента, и предлагали дополнить своей подписью за вознаграждение в 500 рублей. «В эти схемы вовлекают двумя вещами: предлагают деньги, а если человек отказывается, то запугивают. У всех есть в городе дети, родители, родственники», – говорит сотрудник группы учета одного из вспомогательных цехов.
Рассказывает контролер ОТК, работавший несколько лет назад в механосборочном производстве: «По транспортеру к нам поступали уже полные готовыми деталями небольшие контейнеры. Задача каждого контролера – снять один из якобы проверяемых контейнеров с ленты, рассовать его содержимое по карманам и отнести в специальное помещение. Там накапливался большой объем деталей за всю смену». При этом за участком, о котором идет речь, был закреплен смотрящий. «В цехах таких людей знают в лицо. Подходит он, например, к слесарю, просто показывает пальцем, что и куда нужно положить. Вечером или ночью подъезжает транспортер, все это вывозится».
Наряду с комплектующими и материалами с завода исчезают тысячи собранных машин. В судах находятся уголовные дела по хищениям в 2002–2004 годах. Только по одному из них, связанному с отгрузкой автомобилей в адрес зарегистрированной в Германии фирмы «Валлис Ханделс», сумма претензий составляет $500 млн, то есть свыше 15 млрд рублей. При этом ответчик неизвестен и «реальное взыскание указанных убытков сомнительно». Для сравнения: объем нынешней прямой гос­поддержки «Автоваза» – 25 млрд рублей.
Следы маразма. Удалось ли искоренить масштабные хищения? Завод не раскрывает суммы списаний из-за недостачи имущества. Аналитики Банка Москвы, «Велес Капитала» и «Метрополя», к которым обращался «Ф.», не смогли вычленить эту статью в вазовской финотчетности. Пресс-служба «Автоваза» вежливо отказала «Ф.» в организации интервью на тему финансовых показателей завода. В последнем отчете упомянут всего один свежий, но примечательный прецедент. Не далее как в феврале обнаружена недостача 4,5 тыс. автомобилей на 853 млн рублей, которые куда-то делись со складов управления региональных поставок. Тем не менее, по словам рядовых вазовцев, по крайней мере, с неприкрытым воровством деталей они сталкиваются реже, чем до прихода москвичей.
Первое, что сделал «Рособоронэкспорт» после смещения Владимира Каданникова, – попытался взять под контроль заводские проходные и КПП. Сотрудников ОМОНа свозили в Тольятти из разных городов. По неофициальной информации, подключили только те регионы, в которых не присутствовала влиятельная самарская группа «Сок». К 2005 году она уже почти закрепила за собой «Автоваз», ведь из-за кольцевой структуры собственности завод находился полностью в руках тех, кто им управляет. Директор по охране, считавшийся выдвиженцем «Сока», был снят в первую очередь.
«В начале 2006 года настало настоящее затишье. Даже бандиты притихли, вообще никакого воровства. Но это продолжалось недолго. То тут, то там снова стали появляться “нужные люди”», – вспоминает один из собеседников. Он стал свидетелем печального эпизода. Поскольку новое руководство объявило громкую войну хищениям и призывало звонить по телефону доверия при малейшем поводе, один из работников так и поступил. В цех приехали омоновцы в масках, положили на пол двоих человек, выносивших коробки с деталями. Затем начались звонки по мобильному, полчаса все ждали на своих местах. Конец спектакля оказался неожиданным: омоновцы извинились перед задержанными и ушли. А сознательный работник остался в одной компании с попавшимися ребятами.
Как ни парадоксально, но под флагом борьбы с хищениями новое руководство умудрилось и навредить заводу. Когда начались проверки на производстве, начальники цехов, участков, мастера подчас не знали, что им делать с огромной массой неучтенных материалов и комплектующих. Все это следовало уничтожить любой ценой, чтобы не нажить проблем. Один из собеседников «Ф.» не отрицает, что дал указание в течение нескольких дней выбросить под видом бытовых отходов несколько тонн дорогих металлических заготовок, стоимость которых, по оценке, превышала 11,4 млн рублей. Если это был вклад маленького участка, и то же, очевидно, происходило повсюду, то какая сумма испарилась в масштабах автогиганта?

- cut -

from http://www.finansmag.ru/95022/

via http://community.livejournal.com/spb_auto/7329688.html
Tags: бизнес
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments